ПОЙМАТЬ ЗА 3 СЕКУНДЫ
Опытные риэлтеры говорят, что впечатление о доме у потенциального покупателя складывается за первые три секунды осмотра. Если оно окажется неблагоприятным, то переломить его будет непросто. Однако есть несколько несложных приемов, после которых количество желающих поселиться в этом доме заметно вырастает.
По словам директора АН «ТВОЯ СТОЛИЦА» Людмилы Красовской, прежде всего при подготовке дома к продаже надо постараться подчеркнуть все его достоинства и быть в состоянии объяснить недостатки.
В целом предпродажную подготовку дома можно разделить на три этапа:
- проверка правоустанавливающих документов,
- проверка физического состояния строения,
- психологическая настройка продавца.
Все эти этапы подготовки важны, но начать надо с проверки документов. Особенно это касается домов, которые давно эксплуатируются, и хозяевам кажется, что бумаги в порядке. Между тем надо удостовериться, что:
- в случае получения дома по наследству зарегистрирован переход права собственности,
- земельный участок зарегистрирован должным образом (имеется государственный акт или регистрационное удостоверение),
- границы земельного участка совпадают с границами, указанными в документах,
- исчерпаны споры о границах участков между соседями, если таковые были,
- имеются основания для разрешения органов опеки на выписку несовершеннолетних детей,
- все постройки и перепланировки зарегистрированы в соответствующих органах.
Если на один из этих пунктов нет положительного ответа, это может вести за собой проволочку по времени (например, при изготовлении недостающих документов) либо снижение цены объекта (например, при наличии незарегистрированного гаража).
Риэлтеры особо отмечают, что на цену объекта влияет не только состояние самого дома, но также земельного участка и даже прилегающей территории улицы и соседних домов: «Впечатление начинает формироваться еще при подъезде к дому», - напоминает Людмила Красовская.
В рамках предпродажной подготовки также необходимо провести осмотр, а возможно и косметический ремонт дома. Например, покупателя может неприятно поразить выбитое окно, оборванные обои, неплотно закрывающиеся двери. Устранить такие небольшие недостатки не составит труда, а продается «подготовленный» объект всегда эффективнее.
Более серьезные недостатки – например трещины в стенах и фундаменте – специалисты настоятельно рекомендуют не прятать от глаз покупателя, а загодя выяснить причину их возникновения и устранить ее. Если проблему лишь закамуфлировать, она может проявиться во время последующей эксплуатации, а это уже станет основанием для признания сделки недействительной.
И только при продаже ветхого дома «под снос», продавец освобожден от «косметики» строений. Но в любом случае рекомендуется прибрать участок, вывезти мусор, даже при необходимости устранить временные недостатки подъездных путей.
Момент входа в дом – один из самых важных при первом посещении. Человек мгновенно «регистрирует» цвет, свет, запах, саму атмосферу в помещении. Поэтому риэлторы рекомендуют заранее включить свет во всем доме, а в какой-то из комнат, напротив, оставить включенным только торшер – чтобы подчеркнуть атмосферу дома.
Нужно устранить неприятные запахи, а также спрятать личные вещи – тапочки, одежду, семейные фотографии. «Психологически все эти предметы усиливают ощущение вторжения в чужое пространство, что зачастую мешает покупателю почувствовать комфорт пребывания в доме », - объясняет Людмила Васильевна.
Создать благоприятный психологический фон посещения объекта недвижимости – это тонкое мастерство, которым специалисты «ТВОЯ СТОЛИЦА» готовы поделиться со своими клиентами. «А если эти усилия будут подтверждены справедливой ценой и хорошей рекламной поддержкой, то и дом быстро найдет нового хозяина», - уверена Людмила Красовская.