По документам — один собственник, по факту — три. Риэлтеры рассказали, как правильный вопрос может спасти сделку.
Об одном таком случае, когда сопоставление дат специалистами помогло выявить ошибки в оформлении документов и предотвратило заключение сделки, которую позже могли признать недействительной, рассказал Андрей Кудакаев, заместитель директора «ТВОЯ СТОЛИЦА. АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ»
Как оказалось, родители собственника Л. построили квартиру в кооперативе, объект являлся личной собственностью отца Т. и матери А. В 1996 году отец умер, мать А. и двое его детей — текущий собственник Л. и его сестра Д. в нотариальной конторе и получили соответствующие свидетельства. Матери собственника достались 2/3 доли в пае накопления ЖСК (½ доли по свидетельству о праве собственности пережившего супруга, вторая половина была разделена в равных долях по 1/6 для каждого члена семьи- на мать, брата и сестру).
История умалчивает, почему наследники, получив свидетельства на доли в объекте недвижимости, не прислушались к нотариусу и не зарегистрировали свои доли в установленном порядке. Они пошли по простому пути — на семейном совете решили, что квартира станет собственностью старшего сына Л. Позже члены семьи просто поставили в известность председателя ЖСК, что Л. — является основным квартиросъемщиком. Председатель не учел наличие свидетельств о праве наследства у матери Т., сестры Д. и собственника Л., хотя должен был взять эту информацию на вооружение. В итоге в реестр членов ЖСК попал только Л.
Через некоторое время Л. обращается к председателю, берет справку на регистрацию о том, что он является членом кооператива и регистрирует право собственности. По документам Л. становится единоличным первичным собственником. И ни в каких документах не видно, что ранее квартира перешла к нему по наследству. К этому моменту, свидетельства, полученные в рамках нотариального дела, попросту затерялись.
В этом году, решив продать жилье Л. обратился к риэлтерам, которые, занимаясь этой сделкой выявили, что по имеющимся документам собственник один, но фактически их трое. Наследные документы на доли существуют, в любой момент, при желании, мать или сестра могут их восстановить, обратиться в БРТИ, и, несомненно, станут собственниками, т.к. свидетельства выданы ранее, чем выдан справка из ЖСК.
В данном случае, риэлтеры разъяснили последствия ситуации как Л., так и его родным, порекомендовали восстановить все документы, оформить в их установленном порядке, что и было сделано членами семьи Л. Позже специалисты получили все необходимые согласия и оформили сделку купли- продажи с гарантией того, что впоследствии она не будет оспорена.
К счастью в этом случае Л. не стал продавать квартиру самостоятельно, а обратился к риэлтерам, которые выявили и исправили упущения. Л. как добросовестный продавец был рад, что его сделка прошла в соответствии с законодательством, проблем и вопросов не будет ни у него, ни покупателей квартиры.
— Отмечу, что иногда выявление третьих лиц — это вопрос опыта, глубоких знаний и профессионализма, — говорит Андрей Кудакаев. — В данном случае собственник мог реализовать свой объект без лишних хлопот по восстановлению документов и прав собственности — он первый и единственный владелец жилья. Однако риск, что впоследствии сделка может быть оспорена, был более чем вероятен. Если у Вас есть желание продать или купить жилье, обязательно сначала проконсультируйтесь со спецалистами агентства недвижимости, чтобы получить исчерпывающие ответы на все вопросы. Все консультации бесплатные и их можно получить у наших специалистов.