Минские офисы за год рекордно подешевели на треть
Столичные бизнес-центры в 2015 году установили антирекорд – стоимость аренды офисных площадей в среднем снизилась примерно на треть. Спрос на рынке смещается в сторону новых объектов с качественными характеристиками и гибкой рентной политикой. Об этом сообщил руководитель проектов по коммерческой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Артем Жданьков. |
Минск продолжает прирастать офисными объектами. Объем пустующих площадей в современных зданиях за год вырос в два раза – до 60 тыс. кв.м. Однако спрос на рынке не поспевает за предложением, что оказывает давление на ставки. В результате стоимость аренды опустилась до самого низкого уровня последних 10 лет. Сейчас офисный «квадрат» в бизнес-центрах класса «A» в среднем предлагают за 22 евро с НДС, класса «B» – за 14 евро, а «C»-класса – за 9 евро.
Наибольший интерес в Минске представляют офисы по 10-15 евро с НДС за «квадрат» – их доля в структуре спроса достигла 66%. Более дорогие офисы (15-20 евро за 1 кв.м) начинают терять свою аудиторию – сейчас в них готовы переехать лишь 17% потенциальных арендаторов, тогда как годом ранее их было вдвое больше.
Рынок равняется на новые бизнес-центры B-класса, способные предложить больший уровень комфорта и лучшие ставки. Среди самых ожидаемых – бизнес-центры «Fortune» (при МФК «Тивали»), «Красавiк» и Dana Center. Среди введенных объектов высокий интерес арендаторов остается к «Amtel», «Башне Европы» и «Gradient». «Сейчас снизилась разница между ставками аренды на объекты классов «B» и «C». Компаниям стало выгоднее переехать в новый бизнес-центр с более качественными характеристиками», – отметил эксперт.
Все больше бизнес-центров в Минске возводится единым собственником для последующей сдачи в аренду. Рынок долевого строительства офисных объектов уходит в прошлое – число новостроек с двумя и более владельцами за год сократилось на 40%. «Важным показателем для бизнес-центра стало наличие управляющей компании, которая призвана упростить решение вопросов по эксплуатации офиса, трансформации и расширению пространства. Бизнес-центры начинают напоминать отели, работающие по принципу «всё включено» и избавляющие арендатора от рутинных задач», – пояснил Артем Жданьков.
На рынке началась миграция арендаторов – компании покидают устаревшие офисные объекты с несговорчивыми собственниками. Наиболее активно подыскивают новые офисы IT-компании, финансовые организации и «дочки» международных корпораций. Некоторые из них предъявляют к объектам специфические требования: например, одной крупной компании понадобился офис в стиле лофт в индустриальном стиле.
Чтобы привлечь арендаторов, девелоперы снижают ставки и предоставляют бонусы. «Для рынка стали нормой арендные каникулы сроком от трех месяцев до полугода, хотя еще пару лет тому назад такой практики не было. Владельцам бизнес-центров приходится идти на уступки, чтобы заполнить объект и компенсировать эксплуатационные расходы», – подчеркнул руководитель проектов.
Ключевые критерии при выборе бизнес-центров остались прежними – местоположение, объемно-планировочные решения и величина арендных ставок. Среди других факторов – просторный паркинг, круглосуточный доступ в здание, климат-контроль, панорамные виды и т.д. В бизнес-центрах появляются велопарковки, открываются фитнес-центры и рестораны. «На первое место выходит забота о персонале и репутации компании. Застройщики стараются «усложнять» объекты – кстати, точно также поступают европейские и американские девелоперы», – обратил внимание эксперт.