Почему пустуют Минские торговые центры?
В доковидный период существовало мнение, что современных торговых центров слишком мало, отчего новые международные бренды не хотят приходить к нам. С того времени ситуация кардинально поменялась, и не в лучшую сторону. В этом материале с помощью специалистов “Твоя столица - Недвижимость для бизнеса” разбираемся на примерах трех титанов торговой недвижимости Минска в причинах их недостаточной популярности.
ARENA City
По мнению специалистов “Твоя столица - Недвижимость для бизнеса”, основной причиной недостаточной популярности Arena City, как у посетителей, так и у арендаторов, является изначально неправильное позиционирование торгового центра. При выходе торгового центра на рынок, собственник большие ставки делал на престижность его местоположения - проспект Победителей. Но в реальности востребованность ТЦ оказалась не такой высокой. Плотность населения в окружении при открытии торгового центра была невысокой, а ездить сюда со всего города не стали.
Arena City был нацелен на престижность и уникальность, на это указывал и первый пул арендаторов, не предполагавший простые бренды. Поэтому и жители микрорайона «Веснянка» зачастую выбирали посещение торгового дома “Ждановичи” в альтернативу Arena City.
Дальнейший период финансового кризиса 2015-2016 гг. лишь усугубил ситуацию. В последующем сделанная ставка на кинотеатр также не дала ощутимого эффекта: добавление развлекательного сегмента не может спасти торговый центр - он просто должен быть, но сильно поднять посещаемость ему не под силу. Даже продуктовый оператор даст куда больше трафика.
Конечно, с вводом в эксплуатацию таких жилых комплексов, как «Лазурит», «Променад», «Лебяжий», посещаемость Arena City ощутимо выросла. Но на наш взгляд, ее все равно недостаточно, чтобы такой крупный объект окупался.
Palazzo
В случае с Palazzo ситуация еще интереснее: вопрос по расположению (очень далеко до метро) и серьезный конкурент по соседству (ТЦ «Замок»). В реальности получается, что людям проще на метро добраться до Galleria Minsk, Green City, Dana Mall, чем наземным транспортом добираться до второго кольца, где располагается Palazzo. Только если за отсутствующими в других местах брендами (когда был H&M это было наглядно видно по возросшему интересу к Палаццо). В свое время сосед, ТЦ ”Замок”, во многом за счет брендов и многофункционального формата привлек к себе посетителей - объединил в себе франшизы различных брендов (Levi’s, BigStar и др.), продуктовый магазин и развлечения (концертную площадку, каток и т.д.). Но сегодня, многофункциональным торговым объектом уже не удивить. Чтобы посетители поехали в “неудобное” для них место - необходимо действительно уникальное наполнение ТЦ.
Кроме того, Palazzo долго строился. Когда он открыл свои двери, многие ритейл-сети уже не были готовы увеличивать свои точки продаж без гарантии высокого чека в новом объекте. Компенсировать относительно низкий чек можно было льготной ставкой аренды, но это было не интересно собственникам ТЦ. В итоге Palazzo открылся лишь частично заполненный. Но это характерная черта всех новых крупных торговых объектов. Чтобы “выстрелить” - нужен флагманский бренд с доступными ценами.
Minsk City Mall
Основной причиной, по которой Minsk City Mall до сих пор не стал центром притяжения посетителей в районе ЖД вокзала - это очень мощный конкурент в лице Galileo. Последний уже знаком большинству, как местных жителей, так и приезжих. Да и местоположение его более выгодное - выходя с вокзала к “воротам Минска” его сразу видно. Говоря проще - Galileo ближе и удобнее, чем Minsk City Mall. Это понимают и арендаторы: рассчитывать на большую посещаемость и хороший чек он приходится. Поэтому первоначальная цель - привлечь интересный для посетителей пул арендаторов. А будут арендаторы (особенно какой-то уникальный бренд), будут и посетители.