«Элитка» идет на дно?
Загородная недвижимость , 20.04.2016
Минчане еще помнят времена, когда квадратный метр в захудалой «панельке» оценивали не менее чем в $1500. Уверенные в своей непоколебимой правоте, застройщики важно раздували щеки и говорили, что это обоснованная цена и снижать ее больше некуда. Примерно тогда же успешно продавались и элитные коттеджи, расположенные как в Минске, так и в ближайшем пригороде.
Замки, избы, дворцы, современные «прямоугольники» находили новых счастливых обладателей за относительно короткий промежуток времени, а сотни тысяч долларов перетекали из одного кармана в другой к обоюдному удовольствию. Дышит ли премиум-сегмент сейчас, когда продать «квадрат» в панельной новостройке по $800 уже считается за счастье.
Бо́льшая часть объявлений с пугающим обывателя ценником красуется на страницах загородной элитной недвижимости не по одному месяцу. Пустые «коробки» и полностью меблированные апартаменты ждут того самого клиента и того самого момента важно, с чувством собственного достоинства. Пометку «Торг уместен» почти и не встретишь.
— Элитная недвижимость всегда была особым сегментом, — рассказывает менеджер отдела «Дома. Дачи. Коттеджи» Татьяна Мигай. — Дорогие коттеджи и квартиры нечасто продавались на раз-два. Расцвет продаж премиум-жилья напрямую зависит от общей экономической ситуации: чем лучше идут дела у бизнеса, тем охотнее люди вкладывают накопленные средства в недвижимость.
Последний всплеск продаж дорогих коттеджей отмечался года два назад — в то время найти покупателя на симпатичный дом стоимостью $500 тыс. удавалось даже за месяц. Кое-какие сделки совершались еще и в начале прошлого (уже отнюдь не такого благополучного и спокойного) года. В это время продавцы и, что самое интересное, покупатели частных домовладений еще пребывали в иллюзиях.
— Рассказы о том, что в Минске и окрестностях сегодня продаются-перепродаются дома стоимостью $1 млн и выше, скорее, из области фантастики. Если анализировать последние три года, то станет очевидно, что основная часть сделок совершалась в пределах суммы вдвое меньшей. Конечно, объекты-«миллионники» действительно выставляются, но это не значит, что они и уходят по такой цене. Замечаю, что некоторые коттеджи пытаются продать в течение трех-четырех лет… — делится наблюдениями Татьяна Мигай.
По словам специалиста, сейчас на рынке премиум-недвижимости царит полный штиль: одни продают, а другие не покупают. Причем не покупают вообще. Да и подвижек в ближайшее время не предвидится: ситуация не та.
— Рассчитывать на богатых иностранцев или сорящих долларами российских олигархов продавцам не приходится, — продолжает Татьяна. — Во-первых, олигархи всегда считали свои деньги и продумывали покупки. А во-вторых, ручеек из иностранцев, желающих обзавестись недвижимостью в Беларуси, никогда не был впечатляющим, а сейчас он и вовсе практически пересох. И даже считающиеся обеспеченными белорусские «айтишники» ситуацию не спасут.
Стоит отметить, что потенциальные покупатели стали более осмотрительными: импульсивных покупок «пришел — впечатлился — приобрел» уже нет. Прицениваясь к дорогому дому, человек обязательно приведет с собой строителей, разного рода специалистов, чтобы они разложили все по полочкам и объяснили, что и сколько в реальности стоит. Более того, люди прекрасно осознают, что рынок падает и, выждав какое-то время, можно приобрести этот же самый дом по куда более приятной цене. Те, у кого деньги на руках, больше осторожничают и присматриваются, чем действуют.
Купить подешевле, а продать подороже — давно и хорошо отработанная схема, обогатившая не одного нашего соотечественника. Придерживаются ее и собственники элитной недвижимости. Правда, заветная формула нередко дает сбой: к примеру, довольно известный особняк, расположенный в черте города, несколько лет назад пытались продать за $2,1 млн. Сейчас с ним готовы расстаться за $900 тыс. с «хвостиком», но серьезные люди с чемоданами денег так и не находятся.
— Уверена, если бы года три назад собственник попросил за него миллион с небольшим, сделка бы состоялась, причем довольно быстро, — комментирует Татьяна.
— С тем, что хозяева переоценивают свою недвижимость, приходится сталкиваться регулярно, — продолжает специалист. — Причем не раз доводилось наблюдать такую картину: советуешь продавцу адекватную сумму, за которую особняк реально продать, но человек категорически не соглашается, считая ее слишком низкой. В итоге желаемый ценник никого не привлекает и дом простаивает: сначала месяц, потом полгода, потом год. А затем это же объявление всплывает с суммой даже ниже той, которую ты предлагала. Но момент уже упущен, и даже «облегченный» вариант не спасает.
— Конечно, индивидуальное домостроение имеет свои особенности и свою цену, но все должно быть в пределах разумного. Коттедж может быть на самом деле очень качественным, добротным и просто замечательным, но оценит ли это покупатель? Зачастую слышу от собственников истории о том, как возводился дом и как его делали непохожим на все остальные: использовали формованный вручную кирпич, везли черепицу издалека, кладку стен делали из четырех кирпичей вместо двух и все в том же духе. Но потом оказывается, что покупателя это совершенно не волнует и он абсолютно не ценит тот любовно сделанный иностранными специалистами кирпич и вообще не обращает внимание на кровлю. А значит, не готов и платить за это запрашиваемую сумму. Сейчас все считают деньги и берегут кошельки, поэтому даже качественные, сделанные на высшем уровне дома остаются невостребованными, — делает вывод специалист.
— Увы, наш рынок переполнен предложениями. А что касается спроса, то он мизерный. Да, определенные заявки есть, но, как выясняется при детальном изучении, 10—15 домов просматривает один и тот же человек, который все никак не может определиться и ищет вариант получше. В целом картина довольно безрадостная, собственникам не стоит рассчитывать на быструю продажу, тем более за солидную сумму. Покупатели ведь думают не только о том, как купить, но еще и о том, как все эти «квадраты» отопить, содержать и даже просто убрать. Пока элитная недвижимость не находит своего покупателя. На сегодня это невостребованный сегмент: нынче не время дорогого и премиального, — заключает сотрудник Татьяна Мигай.
Источник - onliner.by
Контактное лицо
Горячая линия клиентской поддержки
Свяжитесь с руководителем подразделения для решения оперативных вопросов
Мы рядом - для поддержания качества нашей работы!
Служба клиентинга
Сюда Вы можете обратиться с системными пожеланиями к нашей работе или жалобой
Александр Александрович Булдаков
Заместитель директора по персоналу
Связаться с руководством