Крупному бизнесу в Минске не хватает места
Минск столкнулся с дефицитом крупных офисов. Несмотря на большой объем вакантных площадей в бизнес-центрах Минска, качественных площадей на 1 тыс. «квадратов» и выше на рынке осталось крайне мало. Об этом рассказал менеджер проектов по административной недвижимости «Твоя столица. Управление проектами» Артем Жданьков. |
В настоящее время в Минске пустует около 46 тыс. кв.м площадей. Больше всего вакантных офисов в бизнес-центрах B-класса – около 30 тыс. кв.м. В административных объекта класса «C» вакантно 9 тыс. «квадратов», а в зданиях A-класса – немногим более 7 тыс. кв.м. Сложности с поиском арендаторов испытывают также владельцы встроенных помещений и объекты, находящиеся в государственной и коммунальной собственности.
Вместе с тем ситуация с крупными офисами развивается противоположным образом. Компании, занимающие от 1 тыс. кв.м в бизнес-центрах, испытывают трудности с поиском качественных офисов. Немного проще найти офисы площадью около 500 «квадратов». «Чем больше компания, тем меньшим выбором она располагает, – пояснил Артем Жданьков. – Достойные офисы на тысячи «квадратов», в которые можно заехать с минимальными вложениями (создание интерьера, адаптация силовых и слаботочных сетей и т.д.), можно пересчитать по пальцам. Причем лишь несколько из них отличают удачное местоположение (близость к центру города или станции метро), хорошая обеспеченность парковочными местами и качественная техническая начинка».
Многие крупные компании задумываются о переезде в новое место, но так и не начинают изучать информацию о качественных объектах (несмотря на открытое информационное поле рынка офисной недвижимости Минска). В результате они продолжают ютиться в старом офисе, который они уже «переросли», и мирятся с неудобствами.
«Крупным арендаторам непросто сделать выбор, поскольку приходится учитывать десятки факторов. Например, недавно мы подбирали одной известной компании офис площадью 1500 кв.м. Так вот решение принимали все: местный офис, зарубежное руководство и, наконец, рядовые сотрудники, голос которых имел наибольший вес. В итоге им удалось переехать на площади, которые в два раза просторнее, комфортнее, да и находятся ближе к центру города. При этом расходы на аренду для них остались в приемлемых рамках», – рассказал представитель «Твоя столица. Управление проектами».
Однако далеко не все девелоперы могут удовлетворить потребность якорных арендаторов в крупных площадях. Большинство бизнес-центров изначально строились в долевку под широкий пул арендаторов – компании малого и среднего бизнеса. Небольшие офисы на рынке сейчас в изобилии. Спрос на них давно не поспевает за предложением.
В то же время снижение ставок замедлилось. По данным отдела консалтинга и аналитики группы компаний «Твоя столица» офисы в бизнес-центрах А-класса предлагались в среднем за 17,8 евро с НДС за кв.м, B-класса – 10,7 евро, класса «C» – 7,9 евро. «Похоже, рынок нащупал точку равновесия – собственникам и арендаторам удалось прийти к общему знаменателю. В дальнейшем цены аренды офисов если и будут снижаться, то не столь значительно», – убежден эксперт.
В 2017 году Минск, как ожидается, получит еще 40 тыс. кв.м офисных площадей, что приведет к еще большей вакантности на рынке. Всё это может стимулировать миграцию компаний из старых зданий в новые бизнес-центры. «Только что построенные объекты, как правило, предоставляют лучшие условия – это касается и качественных характеристик, и уровня ставок, что, безусловно, заставляет арендаторов задуматься о переезде. Дефицит площадей сохранится лишь для крупных компаний, которым предстоит более глубоко изучать рынок и прогнозировать свое развитие: повод не затягивать с переездом, если таковой планируется, уже есть.», – убежден эксперт.