Один офис – хорошо, а два – лучше
Распространенная в Беларуси практика «прописки» коммерческой компании в одном месте вскоре может уйти в прошлое, уступив место тенденции, господствующей в странах Запада и России – разделению офисов на фронт- и бэк-офисы. О том, почему компании выгодно иметь две «прописки», «БелГазете» рассказал замдиректора компании «Твоя столицаконсалт» Юрий Попов.
- Почему западные и российские компании предпочитают иметь несколько офисов?
- А зачем компаниям-арендаторам снимать 300-400 кв. м. в дорогих бизнес-центрах, располагающихся в центре города? Да, это престижно, туда удобно добраться клиентам из любой точки города, правда не всегда это легко сделать на автомобиле. Но разве эти преимущества важны для всех структурных подразделений компании? Достаточно бегло взглянуть на структуру компании, чтобы понять, что в центре города – в представительском, или фронт-офисе – должен располагаться менеджмент, отделы по работе с клиентами или отделы продаж, служба по связям с общественностью. Здесь можно организовывать важные переговоры, семинары, пресс-конференции, встречи с клиентами. В то же время колл-центры, бухгалтерия, службы технической поддержки, снабжения, логистики могут располагаться в любом другом месте. И здесь есть большой потенциал для оптимизации бюджета арендатора: в центре Минска аренда 1 кв. м. обходится в сумму от 25 евро в месяц, в то время как в бизнес-центрах, удаленных от центра, ставки начинаются от 10-14 евро.
Более того, зачастую расположение «нелицевыех» структурных подразделений в удалении от центра оказывается не только дешевле, но и удобнее с функциональной точки зрения. Если в бизнес-центрах, находящихся в пределах первого кольца, как правило, не решена проблема парковок (наличие в лучшем случае одного машиноместа на 100 кв. м. офисных площадей здесь является нормальной ситуацией), то в новых бизнес-центрах, располагающихся в некотором удалении от центра, этот показатель увеличивается в среднем до одного машиноместа на 30-50 кв. м.
- Разделение офисов на фронт- и бэк- целесообразно только для компаний-арендаторов или и для тех, кто планирует покупать офисы?
- На мой взгляд, сегодня рационально не только арендовать, но и покупать бэк-офисы. Это связано с тем, что сейчас местными девелоперами по достаточно низким ценам строятся офисные объекты, которые по своим качественным характеристикам превосходят существующее предложение и будут больше удовлетворять потребностям клиентов. В то же время крупные девелоперы строят главным образом для последующей сдачи в аренду и не предлагают рынку объекты по схеме долевого строительства.
- А девелоперы, которые предполагают сдавать объекты в аренду, на этапе разработки проекта учитывают особенности фронт- и бэк-офисов?
- В последнее время да. Например, один из девелоперов, который изначально предполагает, что его бизнес-центр будет использоваться под размещение бэк-офисов, учел не только возможность изменения планировочных решений, но и предложил организовать бесплатное маршрутное такси для сотрудников офиса, которое будет доставлять их от ближайшей станции метро к месту работы.
- Размещение компании на нескольких объектах, находящихся в удалении друг от друга, не затрудняет процесс коммуникации между различными структурными подразделениями?
- Все зависит от степени оптимизации бизнес-процессов. Если система управления оптимизирована, создана локальная сеть, то, как показывает европейский и российский опт, без ущерба для качества работы структурные подразделения могут находиться сколь угодно далеко друг от друга.
- Поиск двух офисов занимает вдвое больше времени, чем поиск одного?
- Это не так. Подбор, согласование всех условий и подписание договоров аренды по подобранным вариантам занимает, как правило, не более месяца.